| Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен в 1801-1811 годах по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. Архитектор А. Н. Воронихин и авторы художественных произведений собора были передовыми художниками. В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер.
Уже в проекте собора ясно обнаружился отход от традиций церковного зодчества. Лишь высокий купол, увенчанный крестом, напоминал о том, что это православный храм. Сооружение Казанского собора шло в русле развития гражданской архитектуры и в соответствии с традициями того времени. Собор построен в стиле классицизма, возникшего в России в 1760-х годах и достигшего расцвета в последующие десятилетия XVIII века. На фронтонах всех трех портиков собора изображено "всевидящее око в лучах", на северном - бронзовое золоченое, на других - высеченные из пудостского камня.
В XVII веке европейская архитектура стала активно использовать в качестве декоративного мотива Всевидящее Око, которое встречается в символике множества мировых культур, начиная от самых древних.
Вопреки распространенному мнению, пресловутое Всевидящее Око (глаз в треугольнике, окруженный сиянием) никак не связано ни с каббалой, ни с масонством.
Этот символ появляется в эмблематике позднего Ренессанса. В знаке Всевидящего Ока больше абстракции, чем мистицизма и иконографический язык этого символа прост до предела: равносторонний треугольник – совершенное триединое Божество (символ Троицы), глаз – всевидящее Провидение, сияние – неприступная слава.
Сакрализация Ока произошла довольно поздно, уже в пору высокого барокко, и даже тогда этот символ продолжал бытовать в виде эмблемы Провидения. И контекст бытования у него соответственный, подобающий эмблеме – Око бдительно надзирает... И, конечно, в архитектуре (в церковной по преимуществу) появление Ока неожиданно оказывается до такой степени обоснованным и логичным, что, действительно, кажется, будто традиция именно к этому уверенно шла и шла тысячелетиями.
Архитектура изначально выделяет Всевидящему Оку такое место, чтобы оно как раз и бросалось в глаза, чтобы зритель по возможности неизбежно вступал в оптический контакт с немигающим взором Провидения.
Изображение Всевидящего ока над входом, обозначение таким образом особо маркированного перехода, порога – мотив древний, как сама архитектура. В случае христианских храмов это тем более естественно. Создается впечатление, что архитектура видимого дома Божьего наделена еще тем недреманным всевидением, которое присуще невидимому Божеству. Даже если Око притаилось среди лепных завитков декора, оно все равно вызывает это ощущение таинственного присутствия (и распространяет это ощущение на окружающие его архитектурные элементы).
С течением времени Око все чаще перемещалось выше по фасаду – на фронтон и нельзя не признать, что мало какой из употребимых в XVIII-XIX веках христианских символов до такой степени идеально и гармонично врисовывался в декор фронтона, как треугольник с глазом, окруженный лучами.
Символ Всевидящего Ока мог превосходно использоваться там, где архитектура должна была репрезентировать религиозность государства, которое само по себе и является на свой лад блюстителем интересов всевидящего Абсолюта.
Всевидящее Око оказалось самым употребительным, самым удобным и самым многозначным способом делать архитектурное произведение не только зримым, но и в некотором смысле зрящим.
Всевидящее Око — в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Также Всевидящим Оком может называться символическое изображение Всевидящего Божьего глаза, вписанное в треугольник — символ Троицы.
Знак Всевидящее око в России при императоре Александре I вводился как эмблема в ордена и медали, которыми награждались участники отечественной войны 1812-1814 гг.
| | Василий |
| Является символом бдительности, ясновидения, всеведения. С ним связываются свет и мудрость, а также энергия, сила, могущая выступать в качестве созидательной и разрушительной. Уподобляясь солнцу, источнику света, который является символом разума и духа, глаз наделяется функцией духовного видения, понимания. Это также образ провидбния; так, например, в иудаизме всевидящее око — воплощение Промысла Божьего. В различных традициях солнце часто описывается как «глаз неба» (или божества неба). В архаических представлениях луна и солнце — это глаза неба; при этом нередко солнце воспринимается как благой, а луна — дурной глаз. Символ всевидящего ока, хорошо известный по убранству христианских храмов, масонских лож и даже по Большой Печати США, изображенной на однодолларовой банкноте, принято соотносить с глазом Гора, но еще раньше око принадлежало древнеегипетской богине истины и правосудия Маат. Слово "Маа" подразумевало "видеть", его иероглифом служил глаз. В мифе об убийстве, расчленении и воскрешении Осириса именно глазу как таковому принадлежит главная спасительная роль. Знаменитое око, символ власти и оружие против демонов, когда-то принадлежало Ра. Исида хитростью выманила его у бога и даровала своему сыну Гору, чтобы тот мог отомстить за отца. Но Сету в поединке удалось вырвать глаз у брата, расчленить его на 64 части и разбросать по всему Египту. Бог Тот, славный своим знанием, сумел не только восстановить глаз, но и придать ему новое свойство - воскрешать мертвых. Гор пожертвовал свой глаз отцу, и он, проглотив волшебное око, воскрес. | | Марина |
| массонский знак | | Олежка |
|